Руслан Панкратов: Нам надо активнее и креативнее вести информационную войну


19.12.2023 11117

В Латвии за активную поддержку СВО Руслана Панкратова лишили всех прав и свобод. Ему удалось бежать из страны и получить политическое убежище в России. Сегодня он ведет переговоры о выступлении на Донбассе с циклом лекций по когнитивному оружию, ведь еще со времен Наполеона было ясно, насколько важно одержать победу над противником не только на поле брани, но и в информационной войне.

image

– Руслан, расскажите, пожалуйста, о себе.

– Родился в Риге. Но все детство провел на Донбассе. Моя бабушка – из Амвросиевки. После школы окончил Латвийскую медицинскую академию, по образованию я – врач-психотерапевт. Затем стал заниматься политикой. Был главой латвийской политической партии “Действие” и международной НКО «Русский мир Латвии». 

Я боролся за русские имена и фамилии в латвийских паспортах, ведь в Латвии приняты такие законы, согласно которым эти имена уничтожаются путем “переделки” на латышский лад. Скажем, Шишкина превращается в Сиськину, Пышкин – в Писькина, Марк становится Марксом и так далее. Я дошел до Страсбурга. В Европейском суде по правам человека дело пролежало девять лет. Потом, воспользовавшись тем, что Латвия там председательствовала, его просто выбросили.

Потом я стал депутатом Рижской думы. Проработал два созыва. 

Занимался кино. Организовывал кинофестивали, дни российского кино, в том числе православный духовно-нравственный “Радонеж”. Устраивал закрытые показы фильмов на русском языке, пополнял русские школы, библиотеки русскими книгами. Участвовал в проведении конкурсов сочинений, чтобы детей, подростков мотивировать думать нестандартно, творчески подходить к любому вопросу. Так, одна из тема для конкурсного сочинения по русской классике звучала как “Пенелопа в жизни Чичикова”.

За активную гражданскую позицию меня записали в оппозиционеры и изменников Родины. В аэропорту Рига меня арестовала служба госбезопасности (СГБ) и обвинила в антигосударственной деятельности по нескольким уголовным делам. Первое из них касалось оправдания геноцида и военных преступлений России на Украине, то есть с моей поддержкой СВО. Я сразу сказал, что Россия все правильно сделала, потому что Европа вся “коричневая” и что, если бы мы не сделали упреждающие действия, то следующий шаг был бы как в 1941-ом: сейчас бы война была на территории Российской Федерации. Плюс фашистов я назвал фашистами, бандеровцев – бандеровцев. За это неуважительное отношение к украинцам, к беженцам меня обвинили в разжигании национальной розни, а раз я политический лидер – то это отягчает мою вину. 

Второе уголовное дело завели, когда я уже просидел под следствием в СИЗО пять с половиной месяцев. Мне пришло сообщение от СГБ о том, что они изучали мой компьютер, телефон и решили, что я антигосударственный деятель, и что моя деятельность подрывает демократический строй. Мне инкриминировали попытку насильственного свержения власти и работу на Россию против интересов Латвии, создание угрозы национальной безопасности.

Я вышел из тюрьмы до суда, и вскоре после этого министр внутренних дел прислал мне письмо о том, что он официально признает создание мною угрозы национальной безопасности и аннулирует все мои документы, якобы чтобы я не сбежал. Я понял, что идет речь о моем физическом уничтожении, и я начал планировать побег из Латвии. Я долго готовился, у меня все получилось, в России мне дали политическое убежище и сейчас здесь устраиваюсь, занимаюсь политикой, активной гражданской позицией, помогаю нашим переселенцам.

image

– Чем вы занимаетесь сейчас?

– Я стал научным сотрудником института стран СНГ при депутате Госдумы Константине Фёдоровиче Затулине. К тому же есть такая неправительственная организация «Дорога домой», помогающая людям, которые собираются переехать или уже переехали в Россию, но сталкиваются с какими-то чиновничьими препонами. Руководит ею Анатолий Бублик. Сначала они мне помогали, когда я пересек границу, а теперь я провожу там консультации как волонтер. 

– Есть ли среди тех, кто обращается туда, переселенцы из прибалтийских государств, желающие переехать на новые территории? 

– Конкретными цифрами я не владею, к сожалению. Но думаю, что такие люди должны быть. Там ведь очень благоприятные земли и самая большая ценность – сами местные люди. Но главный вопрос – как их там встретят власти. Но могу сказать однозначно: такое желание есть, и слава Богу, так что будем работать, чтобы все получилось. 

– Вы – специалист по когнитивному оружию, по цветным революциям, выступали с лекциям в МГУ и МГИМО о том, как ведется информационная война в XXI веке, какие пропагандистские и антипропагандистские форматы используются против России, как эффективно противостоять мифам, легендам, которыми окутан образ нашей страны. Как вы в целом оцениваете то, что сейчас происходит в информационном поле? 

– На мой взгляд, надо увеличивать эффективность, профессионализм, креативность с нашей стороны. Пока что я вижу только какую-то старую школу. Так дальше продолжаться не может. Мы “глотаем пыль” и комментируем события, которые нам навязывают. То есть, условно говоря, есть их правила, а есть наши правила. Пока мы играем по их правилам, выиграть невозможно. Они нас все время будут обыгрывать. Нужно не комментировать политические события, а самим инициировать их и широко освещать. В этом должны участвовать не только грамотные люди, но и совершенно необходимо межведомственное взаимодействие. НКО, общественные организации, правозащитники – все сейчас должны работать на одно направление. Нужно забыть все разногласия, и давить врага со всех сторон до полной победы. 

– Это должно исходить от государства?

– Государство, конечно же, должно поддерживать эту деятельность. Должно задавать направление, вектор, идеологию, если хотите. А от каждого из нас с вами, от каждого журналиста уже зависит, насколько убедительно, честно это будет, поверят ли нам. Без души, без “огонька” ничего не получится. Так что слишком большое государственное участие на пользу делу не пойдет, мы опять рискуем скатиться в цензурирование, или это будет закостенелая программа. От государства нужны идеологические составляющие, направляющие, поддержка и активизация наших людей. Для того, чтобы они могли с чувством полной свободы побеждать на информационном поле. 

Ну и, конечно, важно владеть технологиями, приемами, уметь различать манипуляции. Этому необходимо учиться. Сейчас на меня вышли представители правительства Донецкой Республики, которые хотели бы, чтобы я приехал на Донбасс и выступил с циклом лекций на эти темы. Мы находимся на стадии переговоров. Надеюсь, у нас все получится.

image

 

   

Публикации