Алла Лужанская: Маленькой помощи не бывает, бывает безразличие.


20.12.2023 1894

Я не волонтер, а просто человек у которого есть силы помогать. Если есть желание этим заниматься, то возможность всегда найдется. С такой фразы началось наше знакомство с Аллой Лужанской, основателем волонтерского центра встречи бойцов «Воинка» и группы поддержки бойцов «Мы за СВОих». Не каждый человек может посвятить себя волонтерству. Помимо того, что это морально тяжело, порой невыносимо, это требует определенных ресурсных затрат. Время, силы, финансы – это всё тратится в неописуемых количествах, когда у тебя множество подопечных. Зачастую (или даже практически всегда) отказываешь в себе в каких-то удовольствиях, потому что в данный момент нужно постирать, приготовить, обработать, принять помощь, встретить ребят, загрузить машину, найти спонсоров, закупить необходимое, подготовить отчет… Этот список можно продолжать бесконечно. В одиночку с таким объемом не справится. Алла смогла объединить десятки волонтеров разных возрастов со всей страны от Сибири до южных регионов. Вместе они оказывают добровольческую помощь нашим бойцам, а это бесценно.

image

- Как началась ваша волонтерская деятельность? 

Я по воле судьбы стала заниматься гуманитарной работой, когда поняла, что нашим мальчишкам нужна помощь. Сейчас я и мои друзья живем этим, потому что по-другому нельзя. 

В начале СВО я относилась спокойно ко всей сложившейся ситуации. Мои братья и племянники – военнослужащие, с первых дней на передовой. Это их работа. Они выбрали свой путь. И если наш президент принял решение таким образом защищать нас от фашизма, значит другого возможного пути не было. Есть приказ свыше, все задачи поставлены, идем и выполняем. А пока одни сражаются, другие, в тылу, должны всячески им помогать делом и добрым словом. 

Летом прошлого года я попала в госпиталь в Севастополе. Знакомые попросили помочь. Дел там много и для сиделок: кому воды принести, за кем-то убрать, что-то подать, с кем-то просто поговорить. В это время туда привезли ребят, которых обменяли из плена. Изувеченные, с серьезными ранами после жестоких пыток.  Тогда я первый раз услышала, как плачут мужики, и мне стало страшно.  Пришла домой, очень долго рыдала в голос, стоя под душем.  И в этот момент пришло осознание, что идет беспощадная, жестокая война в нескольких десятках километров от нас.  И безучастно смотреть телевизор и читать сводки с фронта нельзя. Собрала вокруг себя друзей и единомышленников. Решили помогать по возможностям: кормить, мыть, стирать. Сначала делали это дома, но это не всегда удобно. Потом решила, что нужно создавать более масштабный проект. И вместе с Натальей Батуевой, матерью четырех маленьких детей, стали создавать центр. Сейчас к нам присоединяются неравнодушные люди, и у каждого своя история, связанная с СВО. 

image

- 2 декабря состоялось открытие волонтерского центра встречи бойцов «Воинка». Как пришла идея? Почему выбрали именно такое название? 

Официальное открытие состоялось, но еще очень много дыр, которые нужно латать. Счастлива, что крутую гору мы уже преодолели. Ребята приезжают к нам. Мы их встречаем, обнимаем, как родных, и всегда провожаем с Богом, по возможности, что у нас есть, даем им с собой.

На днях мальчишки зашли и спрашивают меня: «чья это машина кодом региона «02»? Говорю им, что моя. Оказывается, что земляки. Стала их обнимать по-матерински. Им же 24, а у меня сыну 21. А с ними третий боец был из Ульяновска, и они все мне родные. Я же рождена в СССР, значит, все люди братья и сестры. Приезжают и взрослые мужики, деды и совсем юные ребята, но порой все они как дети. Они защищают нас на первой линии обороны, а мы просто обязаны защитить их, хотя бы для того, чтобы потом им легче было перейти в нормальную мирную жизнь.

Со школьниками региона пишем письма для бойцов, записываем для них видео.  Проводим мероприятия, делаем для них небольшие презентации на понятном языке с примерами. Сейчас принимаем новогодние подарки со всей России. Дети присылают рисунки и стихи. География помощников у нас широкая: Красноярск, Йошкар-Ола, Улан-Уде, Сочи, Сургут, Башкирия, Москва, Крым. Помощь приходит и из больших городов, и маленьких деревень, и сел. 

— Это же хорошо, когда людей объединяет какое-то общее дело. 

Однажды к нам пришла женщина глубоко серебряного возраста и спрашивает разрешение, чтобы принести нам трехлитровую банку огурцов. Да я ее расцеловать хотела за это. Теперь она нам то компот принесет, то баночку домашней заготовки на зиму, то что-то купит с пенсии для ребят. Представляете, если каждый вот так будет относиться к этому. И таких людей, действительно, становится больше. Считаю, что маленькой помощи не бывает, бывает безразличие. Жаль до сих пор остаются и такие, которые отрицают всю серьезность ситуации. Но мировоззрение обычно меняется, когда кто-то из близких попадает в зону СВО.

image

- Кто ваша команда? Кто помогает и вдохновляет?

Центр – это наше детище. Мы сначала хотели его назвать «Солдатский привал», но подобных в России много уже открылось. Мы находимся в селе Воинка, отсюда и название нашего волонтерского центра. Теперь это наш большой дом.

Себя поймала на мысли, что последний раз, когда была дома, говорю сыну: «Я тебе все приготовила, пока-пока, я домой». Он удивился и переспросил: «А ты сейчас, где»?

Это бывшее здание столовой. Последние лет 20 в этом здании жизни не было. Администрация Красноперекопского района помогла нам найти его хозяина. Теперь Александр Иванович Афанасьев наш большой друг. Люди хорошие вокруг собрались: кто столы привозит, кто стулья. Команда у нас не большая, но деятельная. В Крыму – мы с Натальей собираем вокруг себя единомышленников. Алла Александровна, Татьяна, Марина, Светлана – женщины, которые в свое свободное время приходят нам помогать. 

В Сочи у нас есть Ольга. И браслеты выживания плетет, и все необходимое заказывает. Вот пришел запрос для госпиталя трусов 50 штук, а она уже и заказала, оплатила и отправила. Она как один в поле воин. В Башкирии команда уже больше 150 человек. На днях они отправили 6 тонн груза. В Сургуте простые парни и девчата объединились и тоже помогают. Наши единомышленники по всей стране отшивают одеяла-невидимки, плетут маскировочные сети, отшивают пятиточечники и отправляют нам. А мы уже дальше направляем. Так и работаем. Горжусь каждым, кто меня поддержал. Низкий всем поклон. 

image

К нам мамочки со всей России посылки для своих сыновей присылают, а наши бойцы доставляют их лично в руки.  Все посылки, гуманитарный груз складируется у нас, а затем развозится по всему фронту. Мы снимаем видео, готовим отчеты, что все доставлено по назначению и ничего не пропало. Все у на с чисто, прозрачно и открыто. Чем можем, тем и помогаем.

- Вы оказываете адресную помощь какому-то конкретному подразделению или отрабатываете запросы? 

Никаких запросов нет. Мы помогаем всем. Для меня это было единственное условие при открытии центра. Для меня нет своего и чужого. Они все свои, потому что стоит на защите Родины нашей Матушки России под флагом России. Мне абсолютно все равно какой он национальности, с какого региона, какой у него вес, рост и так далее. Они все наши. И если им нужна помощь, мы ее окажем. Телефон мой по всему фронту расходится, звонят и приезжают. Только сегодня загрузили одним, завтра – другим. Штурмовикам отправили недавно окопные свечи, сухой душ, продукты. Они, как говорится, находятся в самом пекле. 

- Чего не хватает? С какими трудностями сталкивались и как преодолевали их?

Нам очень нужна еще баня. Пока решаем вопрос с отоплением. Купили котел и газовую колонку. Из Сургута отправили радиаторы. Скоро будем все устанавливать. Газ провели в короткие сроки. Все удивляются, как у нас все так получилось.

- Кто помогал?

Мир не без добрых людей. Администрация поддерживает, руководство Крымгаза. Бюрократических процедур удалось избежать, сделали без очереди. Нам очень не хватает рук и финансирования. За все приходится платить. 

Старая крыша протекает. Там старый шифер, новый не подходит – волна современная другая. Латаем своими силами из подручных средств.

По началу вещи стирали старым дедовским способом: грели воду и руками шоркали. Но мир не без добрых людей, Анна и Дмитрий отдали нам свою новую автоматическую машинку с большой загрузкой. 

image

- Вы общаетесь с ребятами постоянно, как у них боевой настрой? 

 Они все с юмором, говорят, что охраняют камыши. Берегут нас, не хотят расстраивать. Настроены замечательно, оптимистично, уверяют, что скоро уже победим. 

Ваш центр находится в непосредственной близости от зоны соприкосновения. Ездили ли вы туда с гуманитарной миссией?

Нет. Каждый должен заниматься своим делом: пекарь - печь, военные - воевать, а женщины – верить и ждать. Я не всегда понимаю тех девчат, которые бросают семьи, оставляют детей и бегут под пули. Зачем? Мальчишки всегда против, чтобы приезжали волонтеры-женщины. Кругом военные действия, стреляют, они переживают, как те обратно доберутся. Так что помогаем отсюда ребятам, волонтерим в трех госпиталях. Привозим туда лекарства, перевязку, одежду. Летом стояла жара невыносимая, закупали туда кондиционеры. Для этого открывали специальный сбор.

image

- После Победы будете дальше развивать Центр? 

Я не волонтер. Когда все закончится, вернусь к профессии. Я очень люблю жизнь в ярких красках. Центр помощи принимаю, как определенный этап жизни, который должна пройти. 

В 2021 году сын поступил в университет, и мы переехали из Уфы в Севастополь.  Все, что происходит с нами, дается нам свыше и имеет высший гуманный смысл.

   

Публикации